В проекте Государственной программы на текущий год указываются пять направлений, которые соответствуют пяти направлениям Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. В рамках каждого из них обозначены названия мероприятий, которые необходимо провести, сроки и исполнители, а также формы и механизмы реализации.
Однако проведенный углубленный анализ текста предлагаемого проекта Госпрограммы позволил сделать следующие важные, на наш взгляд, выводы.
Во-первых, с учетом того, что Государственная программа разрабатывается на основе и во исполнение Стратегии действий на 2017-2021 годы, следует обеспечить соответствие предлагаемых мер задачам, определенным в Стратегии, и исходить из обозначенных в ней четких формулировок. Так, например, в Стратегии в рамках первого направления указаны следующие задачи:
- усиление роли парламента и политических партий в углублении демократических реформ и модернизации страны;
- реформирование системы государственного управления;
- развитие организационно-правовых основ государственной службы;
- совершенствование системы «Электронное правительство»;
- повышение качества и эффективности государственных услуг;
- практическая реализация механизмов общественного контроля;
- усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации.
То есть, в качестве первого направления Государственной программы следовало обозначить именно эти задачи и в рамках каждой из них определить конкретные меры.
Аналогично в рамках второго направления, с учетом положений Стратегии, следовало выделить следующие задачи:
- обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, направленные на укрепление подлинной независимости судебной власти и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан;
- совершенствование административного, уголовного, гражданского и хозяйственного законодательства;
- повышение эффективности системы противодействия преступности и профилактики правонарушений;
- полная реализация принципа состязательности в судебном процессе;
- совершенствование системы оказания юридической помощи и правовых услуг.
Однако в проекте Государственной программы упомянуты не все из указанных задач. Формулировки задач очень расплывчаты, не соответствуют тем, которые обозначены в Стратегии действий на 2017-2021 годы. Во многих пунктах для определения мер использованы такие слова, как «улучшение» или «дальнейшее совершенствование». Однако это очень расплывчатые формулировки, которые означают скорее ожидаемый результат, нежели конкретные меры.
Кроме того, в формулировках задач по первому направлению допущены смысловые ошибки, а также неточности при их переводе на русский язык. Так, в Стратегии говорится об общественном контроле, а в проекте Государственной программы – об общественном управлении.
Во многих пунктах говорится о необходимости кардинального улучшения и совершенствования, хотя в этом году завершается срок Стратегии действий на 2017-2021 годы, что означает время для подведения итогов и планирования дальнейших мер.
Важно отметить, что в проекте Государственной программы предложено недостаточно мер в сфере усиления роли гражданского общества и СМИ, а также развития электронного правительства (что особенно актуально в условиях глобальной цифровой трансформации) – всего лишь по 1-2 пункта, в то время как в Стратегии задачи по этим направлениям указываются в качестве отдельных.
Меры, предлагаемые в рамках других задач, к сожалению, также не отличаются конкретностью. Механизм их реализации не соответствует поставленным задачам. Например, для достижения независимости судей предлагается проведение форума «Tashkent law spring», что вряд ли решит данный вопрос. Или, несмотря на наличие отдельно обозначенной задачи касательно бесплатной юридической помощи в рамках второго направления, принятие закона о юридической помощи указывается в рамках первого направления.
Механизмы реализации поставленных задач ограничены принятием в основном нормативно-правовых актов или созданием еще одной структуры без четкого представления ее функций и задач. Вряд ли можно решить все обозначенные задачи принятием нормативно-правовых актов. Для достижения поставленных задач важно определить механизмы мобилизации ресурсов, индикаторы для мониторинга, сбор статистических данных для анализа.
Наряду с этим складывается впечатление, что в реализации Государственной программы будут принимать участие только палаты Олий Мажлиса и несколько министерств. Важно указать исполнителей более конкретно, обозначив их не просто как «палаты Олий Мажлиса», а определить, на какой именно комитет парламента возлагается та или иная задача. В список исполнителей следует включить институты гражданского общества, при этом четко указав те или иные ННО, а также прописать международных партнеров, которых планируется подключить к процессу реализации поставленных задач.
Во-вторых, при разработке проекта Государственной программы на 2021 год следовало увязать предлагаемые меры с указанными в ранее принятых концепциях и стратегиях развития, а также в ряде других ключевых нормативно-правовых актах. Например, с положениями Национальной стратегии по правам человека, где четко прописаны задачи в данной сфере, в том числе на 2021 год. Однако при разработке проекта Госпрограммы на текущий год, очевидно, эти нюансы не были учтены.
Либо другой пример. На наш взгляд, необходимо было сослаться и на Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению подлинной независимости судей и повышению эффективности предупреждения коррупции в судебной системе» от 7 декабря 2020 года, в котором четко определен ряд приоритетных задач. К указу прилагается План мер по дальнейшему усилению независимости судебной власти, обеспечению неприкосновенности судей и предупреждению коррупции в судебной системе. Однако принятые в этих документах меры также не нашли отражения в проекте Государственной программы.
Поэтому, чтобы обеспечить полное соответствие и согласованность между планами развития, необходимо тщательно просмотреть все принятые ранее документы. Проект Государственной программы на 2021 год не должен быть изолированным документом. Он обязательно должен базироваться на уже имеющихся политико-правовых и нормативно-правовых актах, включать в себя определенные в них меры и задачи, представляя собой единый план действий для их успешной реализации.
В-третьих, отдельное внимание следует уделять вопросам международного сотрудничества. 2020 год стал особенно значимым для Узбекистана как для субъекта международных отношений, поскольку наша страна была избрана в Совет ООН по правам человека, председательствовала в Совете глав государств СНГ, выступила с новыми инициативами в рамках ООН. При разработке мер в рамках пятого направления Госпрограммы на 2021 год следовало особое внимание уделить вопросам реализации инициатив Президента Узбекистана, выдвинутых на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, и предложить механизмы реализации по каждой инициативе. Однако в проекте Госпрограммы нашли отражение не все инициативы Президента, а лишь некоторые. Предложенные меры не отличаются системностью, не обеспечивают комплексный подход к укреплению международного сотрудничества Узбекистана.
Касательно проведения мероприятий в проект Госпрограммы считаем необходимым включить пункт «Реализация инициатив Узбекистана, выдвинутых на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН». В рамках данного направления предлагается:
- провести конференцию с участием широкого круга зарубежных экспертов для обсуждения проекта Международного кодекса о добровольных обязательствах государств в период пандемии, в котором должны быть отражены обязательства каждого государства перед своими гражданами и международными партнерами;
- провести в сотрудничестве с ЮНЕСКО в 2021 году в Хиве Международный форум «Центральная Азия на перекрестке мировых цивилизаций»;
- провести конференцию для обсуждения проекта специальной резолюции Генассамблеи ООН о повышении роли парламентов в достижении Целей устойчивого развития и обеспечении прав человека;
- провести конференцию, посвященную ситуации в Афганистане, и обсудить вопрос о создании постоянно действующего комитета по Афганистану, «который будет прислушиваться к мнению и чаяниям этого многострадального народа», содействовать социально-экономическому развитию ИРА;
- провести конференцию для обсуждения предложенной нашим Президентом специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий;
- провести конференцию для обсуждения вопроса о создании регионального центра развития транспортно-коммуникационной взаимосвязанности, чтобы глубоко интегрировать страны Центральноазиатского региона в глобальные экономические, транспортные и транзитные коридоры. Это обеспечит не только углубление сотрудничества между государствами Центральной Азии, но и будет способствовать продвижению международных инициатив Узбекистана.
Предлагаемые рекомендации будут способствовать более системному подходу к вопросам осуществления международного сотрудничества Республики Узбекистан.
Шухрат Рахманов,
кандидат юридических наук, доцент Центра повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан,
Фируза Хамдамова,
доктор философии по юридическим наукам (Phd), заведующая отделом гражданско-правовых и международно-правовых наук, а также международных организаций Института государства и права Академии наук Узбекистана.