+998 71 200 02 35

Международно-правовые аспекты инноваций в странах СНГ и современные тенденции их развития

18.08.2020 8590

В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой.

Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия.

Австрийский экономист Й.Шумпетер является основоположником теории инноваций. Он рассматривал инновацию (техническую) как средство предпринимателя для получения прибыли и обосновал, что "динамичный предприниматель" является источником конъюнктурных колебаний. Анализируя причины этих колебаний, Й.Шумпетер, впервые в науке, выделил и дал характеристику "новых комбинаций изменений в развитии".

Шумпетер выделил пять типичных изменений:

*                   -изготовление продукции с новыми свойствами;

*                   -внедрение нового метода (способа) производства;

*                   -освоение новых рынков сбыта;

*                   -использование нового источника сырья;

*                   -проведение соответствующей реорганизации производства.

В 30-х годах прошлого века И. Шумпетер подразумевал под понятием "инновация" любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п.

П.Ф.Дракер инновацию определяет как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг.

Определение П.Ф. Дракера, на наш взгляд, более полно отражает суть классического определения Й. Шумпетера, одновременно подчеркивая необходимость практической реализации нового товара и значение предпринимательского фактора в качестве условия эффективности развития производства.

В узком (специфически экономическом) смысле слова инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний.

В широком смысле слова инновационная деятельность-это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития.

Содержание инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых, реализуются технико-экономические потребности общества.

Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.

В экономической литературе дано несколько определений инновации, но юридической науке пока не удается определить объект инновации и сферу регулируемые отношения.

Наиболее универсальной представляется дефиниция, согласно которой инновация-это предмет (результат, продукт, объект), полученный в ходе "овеществления" или коммерциализации продуктов научно-технической деятельности. Данное определение учитывает также место социальных инноваций в непроизводственной сфере (образование, культура, искусство).

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Традиционно все инновации делятся на две основные категории: технологические и нетехнологические.

Большинство исследователей уделяют наибольшее внимание технологическим инновациям, являющимся прямой характеристикой интенсивности развития производства. К ним относят все изменения, затрагивающие средства, методы, технологии производства, определяющие научно-технический прогресс.

Соответственно, инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического характера относят к нетехнологическим инновациям.

Классификация нововведений по критерию значимости в развитии производительных сил общества и по своей правовой природы предполагает их деление на следующие группы:

Во-первых, базовые нововведения – это такие нововведения, которые реализуют крупнейшие изобретения и становятся основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, качественных изменений технологической системы, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного периода времени и крупных затрат для освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народнохозяйственный эффект.

Во-вторых, крупные и принципиальные нововведения– инновации, возникшие на базе аналогичного ранга изобретений, научных и технических рекомендаций, в результате которых происходит смена поколений техники в рамках данного направления или появление новой технологии при сохранении исходного фундаментального научного принципа.

В-третьих, средние и комбинаторные нововведения представляют собой использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов. Реализуя средний уровень изобретения и ноу-хау, данные инновации позволяют создать базу для освоения новых моделей и модификации данного поколения техники, усовершенствовать существующую технологию, улучшить основные технико-экономические показатели выпускаемой продукции.

В-четвертых, мелкие и комбинаторные нововведения – нововведения, возникающие на основе мелких изобретений, рационализаторских предложений, производственного опыта. Они необходимы для поддержания технико-экономического уровня основных или улучшения второстепенных технико-экономических параметров техники и технологии, улучшения параметров выпускаемой продукции, что способствует более эффективному производству этой продукции, либо повышению эффективности ее использования.

Механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий.

К особенностям реализации научной и инновационной политики в разных странах относятся различные доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США. По объему финансирования научно-исследовательских работ в число лидирующих стран мира входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань.

Япония и Южная Корея начали реализацию политики превращения стран из «имитаторов» и «рационализаторов» в творцов технологий, прежде всего в таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы, за счет государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий.

В Японии для развития экспортного производства используются не только прямое субсидирование и другие традиционные экономические и административные способы воздействия на экспортеров, но и специфичные косвенные методы, к числу которых относятся целевое распределение финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в приоритетных отраслях.

К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой странами, входящими в Евросоюз, относятся:

*единое антимонопольное законодательство;

*система ускоренной амортизации оборудования;

*льготное налогообложение научно-исследовательских работ;

*поощрение малого наукоемкого бизнеса;

*прямое финансирование предприятий, осуществляющих инновационные проекты в области новейших технологий;

*кооперация университетской науки и предприятий, производящих наукоемкую продукцию.

Трактовка инноваций лишь в качестве структурного элемента сферы науки и технологий с акцентом на промышленные (производственные) технологии отчасти условна из-за сугубо прагматических соображений.

Ориентируясь на сферу правового регулирования, следует иметь в виду, что инновационная деятельность-это деятельность коммерческая, связанная с получением нового знания и реализацией его другим участникам рынка. Такое понимание инновационной деятельности находится в русле традиционных представлений о бизнесе, характерном для зарубежных предпринимателей.

Так, в деловой практике США инновация определяется как использование нового продукта (услуги, метода) в практике бизнеса, непосредственно следующее за его открытием; это новый подход к конструированию, производству и сбыту продукции, позволяющий обойти конкурентов. Поэтому целью инновационной деятельности является не только получение социально-экономического эффекта от использования интеллектуального потенциала, но и получение прибыли. Из любого определения инновационной деятельности следует, что ее необходимыми компонентами являются:

а) получение новых знаний;

б) их передача в сферу производства (образования, культуры, искусства);

в) использование знаний в целях получения новых технологий;

г) передача технологий в коммерческий оборот.

Каждая обозначенная составляющая-не только сложный комплекс экономических, финансовых, технических, социальных, но и правовых аспектов. Отметим, что применительно к странам Европейского Союза самостоятельное рассмотрение тех или иных аспектов инновационной деятельности всегда носит достаточно условный характер, в то время как в России такое разделение существует реально.

За рубежом более точным является понимание всего инновационного процесса в целом как инновационно ориентированной политики государства в научно-технической сфере, которая охватывает все правовые вопросы организации выполнения научных исследований и разработок прикладного характера, нормативное оформление инфраструктуры для их государственной поддержки, обеспечения развития высшего профессионального образования и специальной подготовки кадров, создания систем финансирования в отличие от иных видов деятельности имеет свои особенности.

При перемещении устоявшихся экономических категорий, характеризующих инновационный процесс, в правовую плоскость (с учетом того, что в реальном процессе многие стадии пересекаются и сосуществуют одновременно) можно выделить следующие виды отношений, требующие правового оформления:

а) возникающие в процессе создания научного результата и его востребованности;

б) возникающие при оформлении интеллектуального продукта в материально-вещественный результат;

в) отношения по передаче прав на овеществленный продукт другим субъектам инновационной деятельности.

Следовательно, инновационный процесс в правовом отношении должен быть представлен не менее чем в трех последовательных правовых звеньях. В юриспруденции он выглядит как иерархия различных видов отношений с неоднородным субъектным составом, начиная со сферы производства научных знаний и заканчивая созданием новых продуктов и технологических процессов на основе этих знаний.

Основу инновационной деятельности составляют отношения, возникающие в процессе получения новых знаний. Имеются в виду не всякие знания, а лишь те, под которые в большей или меньшей степени подведен научный фундамент, то есть знания "высокого уровня". Генератором таких знаний выступают наука и образование, а сами знания - результат естественной творческой и интеллектуальной деятельности ученых.

Отсюда можно определить первую группу участников инновационной деятельности:

академическая наука (фундаментальные исследования), вузовская наука (фундаментальные и прикладные исследования), сохранившиеся отраслевые научно-исследовательские институты и научно-исследовательские центры (прикладные исследования отраслевого профиля), НИИ, КБ и НИЦ оборонного профиля и космических исследований, государственные научные центры (прикладные исследования по обслуживанию государственных нужд, заводская наука в виде КБ и НИИ, индивидуальные исследователи и изобретатели).

Наука-особый социальный институт. К началу 90-х гг.прошлого века законодательная база научной деятельности была не до конца сформирована. За последнее десятилетие удалось определить правовые очертания научной деятельности. Однако правовую модель сочетания методов государственного управления и самоуправления в научной сфере, при которой было бы обеспечено эффективное взаимодействие норм административного и гражданского права, создать пока не удалось.

Для того чтобы стать полноценным товаром, результаты научной деятельности должны пройти путь от научного знания до опытно-конструкторской разработки, патентования и изготовления новой продукции.

Здесь появляется следующая группа участников инновационной деятельности: информационные центры, консалтинговые фирмы, патентно-лицензионные службы (субъекты предпринимательской деятельности различных организационно-правовых форм). В их числе - техноцентры, малые инновационные предприятия, технопарки и др. Государство также является непосредственным участником инновационной деятельности как субъект отношений по управлению этой деятельностью и ее поддержке.

Не всё во взаимодействии субъектов инновационной деятельности четко определено в законодательстве. Так, отсутствуют нормы, регулирующие условия введения в гражданский оборот научно-технической продукции (услуг), которые бы предусматривали создание банка данных имеющейся продукции, порядок ее кодификации и инвентаризации, условия последующей коммерциализации. Это существенно затрудняет функционирование инновационного процесса, переход его из одной стадии в другую. Взаимодействие сферы науки с экономическим миром встречает трудности во многих странах. Для их преодоления принимается специальное законодательство, стимулирующее экономическое использование результатов исследований.

Так, во Франции в 1999 году был принят Закон "Об инновационной деятельности и инновациях", где есть отдельный раздел "Кооперация между публичным сектором исследовательского истэблишмента и компаниями".

В России приняты Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р. Однако их цель в другом - контроль за сферой использования результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета.

На основании Постановления Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 "О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы", определяющей инновационную политику РФ на 1998-2000 годы, которая предусматривала необходимость разработки Федерального закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации". Проект Закона был принят 1 декабря 1999 г. Государственной Думой и одобрен 23 декабря 1999 г. Советом Федерации. 3 января 2000 г. на Закон было наложено вето Президента.

В числе причин-несоблюдение требований юридической техники, неотработанность понятийного аппарата и большое число внутренних противоречий. 18 февраля 2000 г. была создана специальная полномочная комиссия, которой пока не удалось завершить выработку окончательно согласованного проекта Закона. Выступая в марте 2002 г. на совместном заседании Совета Безопасности, Президиума Госсовета и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям, Президент России отметил, что "сегодня про инновационный путь говорят все, но пока ничего не сделано реально".

Несмотря на существующие законодательные пробелы, следует иметь в виду, что национальная инновационная система- совокупность отношений хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования нового экономически выгодного знания. Эти отношения существуют не сами по себе, а в определенном организационно-правовом пространстве.

Появление инновационного сегмента в экономике-это расширение инфраструктуры рынка, увеличение его элементов. Поэтому инновационная система является органичной частью экономической системы, а методы регулирования, используемые для управления экономической системой, аналогичны методам управления ее инновационной частью.

Инновационные отношения-это часть системы общественного воспроизводства, в рамках которого производятся, распределяются, обмениваются и потребляются имущественные и неимущественные блага. Эти отношения, помимо экономических, наделены юридическими признаками, которые неизбежно связаны с категориями субъекта, объекта, юридических прав и обязанностей.

Цель их возникновения- координация прав и обязанностей субъектов, участвующих в производстве инноваций и внедрении полученных результатов в предпринимательский оборот.
Хозяйственные отношения на языке российского законодателя именуются отношениями гражданскими. В настоящее время во всех правопорядках гражданское право - это отрасль права, юридические установления которой охватывают наиболее значимые элементы практической деятельности людей. Тем самым определяется место гражданского права в правовой системе, которое безоговорочно признано правовым фундаментом регулирования рыночных отношений. Данная отрасль имеет собственные институциональные подходы, обусловленные структурным делением отрасли права и науки. Нормы гражданского права вполне отвечают требованиям сегодняшнего дня, учитывают опыт решения большинства экономических проблем, возникающих в последние годы.

М.С.Терешков из Могилевского филиала Белорусского института правоведения, предлагает создать специальный кодекс по инновациям и примерное структурное содержание нового инновационного кодекса Республики Беларусь видеть так:

–определить четкую трактовку на законодательном уровне основополагающих понятий, связанных с инновационной деятельностью: инновация, инновационная деятельность, инновационная политика, инновационный процесс, инновационный потенциал, инновационный проект;

–зафиксировать активизацию инновационной деятельности в качестве долгосрочной основы экономической стратегии белорусского государства;

–законодательно четко распределить полномочия государственных органов Республики Беларусь, реализующих инновационную политику на местах;

–законодательно зафиксировать приоритеты белорусского государства в области развития высокотехнологических производств;

–закрепить на законодательном уровне основные критерии инновационных проектов, имеющих наиболее важное для страны значение, при соблюдении которых возможно финансирование из государственного бюджета их реализации;

–определить мероприятия по привлечению в Республику Беларусь инновационно ориентированных иностранных инвестиций;

–сформулировать конкретные мероприятия, направленные на обеспечения ускоренного развития в республике высокотехнологических отраслей, исходя из определенных приоритетов;

–законодательно закрепить критерии отнесения субъектов хозяйствования к инновационно активным и перечень мер соответствующего стимулирования такого рода предприятий;

–предусмотреть развитие научно-технического сотрудничества в направлении продвижения отечественных достижений на внешний рынок, и главное, — участие в совместных инновационных проектах;

–развивать инновационную активность населения- воспитывать ноосферное мышление, интерес, предпринимательские способности и готовность к инновационным действиям всего общества. Этот комплекс качеств и правовых мер характеризует человеческий капитал и объединяется новым понятием «ноосферная культура». Ее значение как мощного фактора инновационного развития экономики признано ООН и многими странами мира.

М.С.Терешков считает, что предложенное структурное содержание нового Инновационного кодекса Республики Беларусь, который требует неотложного принятия, потребует в будущем срочной и последовательной разработки новой юридической отрасли-Инновационного права.

Такая отрасль нужна сейчас в юридических вузах нашей страны. В учебных планах и программах многогранные вопросы инновационной сферы, так или иначе, затрагиваются во многих юридических дисциплинах, но четкого, емкого и комплексного, а главное -единого учебника «Инновационное право» пока не имеется. Это большой пробел в современной многоотраслевой юридической науке.

Можно сделать вывод, что в рамках стран СНГ наблюдается интеграция в области инноваций. 22 июня 2001 года Экономическим советом СНГ была утверждена «Концепция межгосударственной инновационной политики государств-участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года». Этим же решением было предусмотрено научное сопровождение реализации Концепции посредством проведения ежегодных социологических замеров основных показателей, характеризующих инновационный потенциал. В этих целях была разработана исследовательская программа научных исследований, предусматривающая изучение инновационного потенциала как промышленных предприятий, так и научно-технических организаций.

В соответствии с утвержденным Экономическим Советом СНГ техническим заданием была поставлена задача комплексно подойти к изучению инновационного потенциала как социально-экономического и технологического феномена, дать его теоретическую и эмпирическую интерпретации, определить и замерить важнейшие показатели, характеризующие потенциал. При этом был разработан надежный инструментарий, программа обработки и анализа полученных данных, которые составят основу для ежегодного мониторинга состояния и тенденций развития инновационного потенциала стран Содружества. Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Для развития экономики и научно-технического прогресса мировые государства принимают активное участие в инновационных проектах. Инновационная деятельность всецело поддерживается и направляется государственными и общественными институтами, представителями бизнеса.

Развитие инновационной деятельности и увеличение объема ресурсов, вовлекаемых в инновационный процесс, определяют необходимость сотрудничества и кооперации, как частных, так и государственных субъектов (фирм, университетов, государственных лабораторий и др.) Через кооперацию деятельности всех вовлеченных в инновационный процесс субъектов реализуется организационная функция государств.

Несмотря на этого, инновационное законодательство развивается медленно и непоследовательно, без четкой концепции, без определения предмета и методов правового регулирования, а также круга регулируемых отношений, в большинстве государств не приняты законы "Об инновационной деятельности" или другие законы, регулирующие отношения, возникающие в области инновационной деятельности.

Государственное регулирование использует формы и методы, соответствующие потенциальными возможностям, которые предоставляют существующие рыночные отношения. Государственное регулирование базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлений и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития.

Одной из задач государственного регулирования является проведение комплекса мер по организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности предприятий. К примеру, в Германии и Японии, где традиционно придают особо важную роль государственному воздействию на функционирование рыночной экономики, используют меры протекционизма, направленные на сдерживание стихийной конкуренции, с выгодой для хозяйствующих субъектов.

В РФ Государственное регулирование инновационной деятельности, реализуемое посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций. Таким образом, орган государственного управления осуществляет регулирующее воздействие на объект инновационной деятельности так, чтобы получать желаемые результаты.

Для Узбекистана сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформировать отечественную систему стимулирования инновационной деятельности.

Основными функциями государственных органов в инновационной сфере являются следующие:

> аккумулирование средств на инновации;

> координация инновационной деятельности;

>стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

>создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

>кадровое обеспечение инновационной деятельности;

>формирование инновационной инфраструктуры;

>институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

>обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

>повышение общественного статуса инновационной деятельности;

>региональное регулирование инновационных процессов;

>регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Из-за особенностей субъектного и объектного состава отношений, возникающих в процессе осуществления инновационной деятельности, ясно, что одних лишь гражданско-правовых норм, относящихся к институту интеллектуальной собственности, а также норм обязательственного права, опосредующих оборот имущественных и неимущественных прав, и норм договорных конструкций о порядке проведения опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ недостаточно.

Необходимость участия государства, конечные цели деятельности субъектов, специфика научной сферы, в которой создаются потенциальные объекты инноваций, побуждают к учету иных правовых норм, характеризующих правовой статус субъектов, опосредующих деятельность в сфере управления, а также институты финансового и бюджетного права.

Вся совокупность норм, регулирующих инновационные отношения, образует правовую среду инновационного предпринимательства и обеспечивает эффективное экономическое поведение его участников.

Бобокул Тошев,

Заведущий кафедрой ЦПКЮ,

 

доктор юридический наук