+998 71 200 02 35

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЗАЩИТЫ ЖЕНЩИН ОТ ПРИСТЕСНЕНИЙ И НАСИЛИЯ

27.03.2024 1880

Согласно статье 46 Конституции Республики Узбекистан женщины и мужчины имеют равные права. Сегодня эта конституционная норма находит свое отражение во всех аспектах нашей жизни, в том числе в защите прав и свобод женщин.

Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года играет важную роль в защите женщин от притеснения и насилия. Наша страна присоединилась к этому международному документу на основании решения Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 6 мая 1995 года № 87-I «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации» против женщин, принятый в Нью-Йорке 18 декабря 1979 года». В частности, в статье 2 этой Конвенции государства-участники осуждают все формы дискриминации в отношении женщин и соглашаются немедленно проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин всеми подходящими средствами, включая для этой цели соответствующее законодательство, подчеркивающее любую дискриминацию в отношении женщин, и существует положение, согласно которому они обязуются принимать другие меры и применять санкции в случае необходимости.

В соответствии с международной конвенцией и положениями Конституции Республики Узбекистан в нашей стране принят ряд нормативных правовых документов, направленных на защиту прав и свобод женщин. В частности, правовыми основаниями для защиты женщин от притеснения и насилия признаются:

Закон Республики Узбекистан  ЗРУ № 561 от 2 сентября 2019 года «О защите женщин от притеснений и насилия»;

Закон Республики Узбекистан от 2 сентября 2019 года ЗРУ № 562 «О гарантиях равных прав и возможностей женщин и мужчин»;

Постановление Президента Республики Узбекистан от 2 июля 2018 года № ПП-3827 «О социальной реабилитации и адаптации, а также мерах по совершенствованию системы профилактики семейно-бытового насилия»;

Кодекс административной ответственности Республики Узбекистан;

Уголовный кодекс Республики Узбекистан и другие.

В частности, цель Закона Республики Узбекистан  ЗРУ № 561 от 2 сентября 2019 года «О защите женщин от притеснений и насилия» направлена на защиту женщин от всех форм притеснений и насилия в браке, рабочих местах, учебных заведениях и других местах. Важными целями закона также являются регулирование отношений в этой сфере, а также обеспечение гарантий правовой и социальной защиты жертв притеснения и насилия.

Согласно этому закону, женщины, пострадавшие от притеснений и насилия, в том числе с жалобами на притеснения и насилие в отношении них или угрозы их совершения, могут обращаться в соответствующие органы и организации или в суд, в специальные центры, а также получение бесплатной юридической консультации, экономической, социальной, психологической, медицинской и иной помощи по бесплатной телефонной линии, обращения в органы внутренних дел с просьбой о выдаче охранного ордера, а также в случае нарушения условий охранный ордер, сообщив им об этом притеснении и имеет право обратиться в суд с требованием о возмещении материального ущерба, причиненного ему в результате насилия, и компенсации морального вреда. Например, согласно закону, жертва притеснения и насилия освобождается от уплаты госпошлины при обращении в суд с заявлением о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда.

Права жертвы перечисленных притеснений и насилия обеспечиваются в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми документами. Например, в соответствии со статьей 8 Закона Республики Узбекистан «О защите женщин от притеснений и насилия». В число полномочий органов внутренних дел входит рассмотрение заявлений о притеснении и насилии в отношении женщин или угрозе их совершения, вынесение официального предупреждения лицу, склонному к притеснениям или насилию, выдача охранного ордера, а также привлечение к ответственности виновных насилия, принятие мер и сотрудничество с соответствующими компетентными органами и организациями, защищающими женщин от притеснения и насилия.

Согласно сути Закона Республики Узбекистан «О защите женщин от притеснений и насилия», органы судебной власти могут рассматривать ходатайства или обращения о притеснениях и насилии в отношении женщин или угрозах их совершения, издавать, продлевать или уполномочены рассматривать апелляционные жалобы против отказа в выдаче или продлении охранного ордера.

Закон Республики Узбекистан от 2 сентября 2019 года  ЗРУ № 562 «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» требует предотвращения дискриминации женщин по признаку пола и предусматривает формы такой запрещенной дискриминации. Например, в законе указано, что дискриминация по признаку пола может быть прямой или косвенной, и определены специальные меры по ее устранению и предотвращению.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 июля 2018 года № ПП-3827 «О социальной реабилитации и адаптации, а также мерах по совершенствованию системы профилактики семейно-бытового насилия» приоритетными направлениями совершенствования системы профилактики семейно-бытового насилия, в том числе выявление и изучение причин применения семейно-бытового насилия, факторов, провоцирующих суицидальные настроения, принятие мер по их устранению, в отношении любой формы применения семейно-бытового насилия в обществе, прежде всего, обстановка нетерпимого отношения со стороны близких родственников, в том числе обеспечение неотвратимости наказания, поиск решения путем поддержки лиц, находящихся в трудной социальной ситуации.

Согласно Закону Республики Узбекистан «О защите женщин от притеснений и насилия», под насилием понимается физическое, психическое, сексуальное или экономическое воздействие на женщин или угрозы применения таких мер воздействия с целью нанесения ущерба их жизни, здоровью, половой неприкосновенности. Под противоправным действием (бездействием) понимается честь, достоинство и другие охраняемые законом права и свободы, а под притеснением - действие (бездействие), унижающее честь и достоинство женщины, за которое не предусмотрена ни административная, ни уголовная ответственность, означает непристойное обращение.

Таким образом, насилие в отношении женщин порождает ответственность. По характеру действий, составляющих насилие, насилие в отношении женщин является основанием для включения в категорию некоторых общественно опасных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности. В частности, под физическим воздействием на женщин понимаются телесные повреждения легкого, средней или тяжёлой степени, пытки, воспрепятствовать к вступлению в брак, насильственное незаконное лишение свободы (статья. 52 КоАОРУ; статьи 104, 105, 109, 110, 136, 138 УКРУ), психическое насилие вплоть до самоубийства, угроза убийством или применение насилия, принуждение женщины к искусственному прерыванию беременности, клевета, оскорбление, нарушение равноправия граждан, нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение закона о персональных данных (статьи 40, 41, 461, 462, 52 КоАОРУ, статьи 103, 112, 139, 140, 141, 1411, 1412 УКРУ), сексуальное насилие, клевета, противоестественное удовлетворение полового влечения с применением силы, принуждение женщины к половому акту, совершение непристойных действий в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста (статьи 118, 119, 121, 129 УКРУ), экономическое воздействие, нарушение права на труд, может проявляться в совершении таких действий, как административное принуждение к труду (статьи 148, 1482 УКРУ) и влечет за собой соответственно административную или уголовную ответственность.

Следовательно, в национальном законодательстве имеются и специальные нормы, направленные на предотвращение подобных негативных отношений. В частности, статьей 2061 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан предусмотрена ответственность за неисполнение требований охранного ордера лицом, совершившим притеснение и (или) совершившим насилие или склонным к его совершению. Например, за невыполнение требований охранного ордера законом может быть наложен штраф в размере от одной до трех базовых расчетных величин или административный арест на срок до пятнадцати суток, что может рассматриваться как эффективная мера, чтобы предотвратить повторение такого действия.

В заключение не будет преувеличением сказать, что сегодня в нашей стране разработаны и существуют достаточные нормативно-правовые документы, обеспечивающие защиту женщин от притеснения и насилия.

 Гузал Икрамова
Кафедра развития профессиональных навыков