+998 71 200 02 35

Защита прав детей в Узбекистане

30.04.2024 174

Дети могут столкнуться с системой правосудия по различным причинам – в качестве свидетелей, потерпевших или обвиняемых. Большинство детей, сталкиваясь с реалиями судебного процесса, находят такой опыт некомфортным или даже пугающим. И это неудивительно, ведь им приходится сталкиваться с незнакомыми процедурами, незнакомыми людьми, юридическим жаргоном, не всегда дружелюбной атмосферой. И если система правосудия не адаптирована к потребностям несовершеннолетних, это может иметь негативные и долгосрочные последствия для них.

На сегодняшний день существует глобальный консенсус относительно того, что у всех детей есть права, которые следует защищать. Это подтверждается почти всеобщей ратификацией Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция была ратифицирована Узбекистаном в июне 1994 года. Из Конвенции следует, что основные права человека, признанные за взрослыми людьми, также распространяются на детей и включают дополнительную защиту.

Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка» № 139 от 7 января 2008 г. отражает основные положения Конвенции ООН о правах ребенка, хотя и не в полном объеме, и является основным среди ряда документов, гарантирующих права ребенка в Узбекистане. Другие положения Конвенции внедрены в национальное законодательство посредством включения соответствующих положений в такие нормативно-правовые акты как Семейные кодекс, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и другие.

Помимо основополагающих прав детей на жизнь, здоровье и личную неприкосновенность, среди наиболее значимых прав детей можно выделить следующие: право ребенка выражать свое мнение по любому вопросу, затрагивающему его интересы, а также быть заслушанными в любых судебных и административных разбирательствах[1]; защиту от всех форм насилия, включая физическое, психологическое, сексуальное насилие[2]; право каждого ребенка обращаться за защитой своих прав, в том числе в случае жестокого обращения со стороны родителей[3], в органы опеки и попечительства, в суды и иные государственные органы; права детей в контакте с законом, в том числе обязательное участие адвоката и родителей во всех процессуальных действиях[4].

Семейный кодекс 1998 г. содержит аналогичные положения относительно права выражать свое мнение по любому вопросу, запрета причинения вреда физическому и психическому здоровью детей и прочее, и во многом дополняет Закон «О гарантиях прав ребенка». Семейный кодекс также предоставляет ребенку право при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями своих обязанностей, злоупотреблении родительскими правами, самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд[5].

Конституция Республики Узбекистан гарантирует права и свободы всем гражданам, в том числе детям. Некоторые положения Конституции относятся непосредственно к детям, например, право несовершеннолетних на защиту со стороны государства[6], право на равенство перед законом[7], право на образование и бесплатное среднее образование[8] и так далее.

Принятие Конституции в новой редакции в 2023 году способствовало тому, что благодаря статье 15 Конституции, международные договоры Республики Узбекистан теперь являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан[9]. Таким образом, суды при принятии решений, касающихся детей, могут ссылаться на Конвенцию и факультативные протоколы к ней.

Законом «Об обращениях физических и юридических лиц» № 445 от 11 сентября 2017 г. несовершеннолетним предоставлено право независимо от их возраста обращаться в государственные органы и к должностным лицам о нарушении их прав[10].

Закон «Об опеке и попечительстве» № 364 от 2 января 2014 г. направлен на обеспечение защиты подопечных, своевременное выявление, учет и устройство лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве, и определяет в качестве приоритетной семейную форму воспитания детей[11].

Помимо адвокатуры, судов и прокуратуры, соблюдением законодательства о защите прав детей также занимаются Сектор по вопросам защиты детей в составе Секретариата по вопросам образования и здравоохранения Кабинета Министров, Уполномоченный Олий Мажлиса по правам ребенка (Детский омбудсман), органы опеки и попечительства и другие.

Закон «О противодействии торговле людьми» № 154 от 17 апреля 2008 г., Закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» № 263 от
29 сентября 2010 г., Уголовный кодекс 1994 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1994 г., Уголовно-исполнительный кодекс 1997 г. содержат обособленные положения относительно гарантий должного обращения с детьми.

Однако системе правосудия в Узбекистане еще предстоит немало реформ для того, чтобы дети могли участвовать в судебных разбирательствах безопасным, содержательным и достойным образом. В частности, система правосудия должна принимать во внимание потребности, возраст, пол, уровень развития, права и особые обстоятельства несовершеннолетних.

Несмотря на множество нормативно-правовых актов, гарантирующих право детей на получение средств правовой защиты, существует ряд фактических барьеров, которые могут помешать детям защитить свои права и интересы или затруднить их доступ к правосудию.

Дети в своем большинстве зависят от родителей в защите своих прав, не имеют достаточно знаний и навыков для обращения в соответствующе органы, финансируемая государством юридическая помощь предоставляется детям только по уголовным делам, наблюдается недостаточное количество адвокатов в целом и специалистов, не имеющих подготовки в области прав детей в частности.

Тем не менее, существует ряд мер, которые необходимо принять для того, чтобы содействовать участию детей в судебных процедурах и наилучшим образом защитить их интересы.

В первую очередь, необходимо создать специализированную систему правосудия для детей, которая бы была дружественной к ребенку. Что подразумевает под собой термин «правосудие, дружественное к ребенку»? Это такая система правосудия, которая «доступна, соответствуют возрасту, оперативна, адаптирована и ориентирована на нужды и права ребенка, уважает права ребенка, включая права на надлежащую правовую процедуру, участвовать в разбирательстве и понимать его, уважать частную и семейную жизнь, а также честность и достоинство»[12].

Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал Узбекистану провести обучение «судей, сотрудников правоохранительных органов и адвокатов по работе с детьми, а также по методам расследования, учитывающим интересы детей и детскую специфику»[13].

Кроме того, Комитет ООН по правам ребенка в 2022 году рекомендовал Узбекистану «Обеспечить соблюдение законодательства и нормативных актов, признающих право всех детей, в том числе детей в возрасте до 10 лет, быть заслушанными, включая в ходе судебных и административных разбирательств, особенно по вопросам гражданских дел и альтернативного ухода, и создать системы и/или процедуры в рамках которых социальные работники и суды будут соблюдать этот принцип, а также процессы, учитывающие возрастные особенности ребёнка, процедуры и места, где дети чувствуют себя в безопасности, чтобы выражать свои взгляды»[14].

 

Мария Колусева,

Главный специалист отдела международного сотрудничества
Центра повышения квалификации юристов
при Министерстве юстиции Республики Узбекистан

 

 



[1] ст. 15 Закона «О гарантиях прав ребенка»

[2] ст. 10 Закона «О гарантиях прав ребенка»

[3] ст. 11 Закона «О гарантиях прав ребенка»

[4] ст. 11-1 Закона «О гарантиях прав ребенка»

[5] ст. 67 Семейного кодекса

[6] ст. 78 Конституции Республики Узбекистан

[7] Там же

[8] ст. 50 Конституции Республики Узбекистан

[9] Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан «О некоторых вопросах прямого применения норм Конституции Республики Узбекистан при осуществлении правосудия» № 16 от 23 июня 2023 года

[10] ст. 24 (1)

[11] ст. 4

[12] Guidelines of the Committee of Ministers of the Council of Europe on child friendly justice (2010), II c

[13] Комитет ООН по правам ребенка (КПР), Комитет ООН по правам ребенка: Заключительные замечания, Узбекистан,
23 сентября 2022 г., CRC/C/UZB/CO/5, п. 26 (e)

[14] Заключительные замечания, пункт 20