+998 71 200 02 35

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНЫХ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ДЕВОЧЕК

27.06.2023 958

Во многих странах девочки становятся первыми жертвами нарушения прав человека - детей, и они часто подвергаются двойной дискриминации: по возрасту и часто, по полу. Они подвергаются большей дискриминации, чем мальчики, за то, что являются несовершеннолетними и женщинами. Кроме того, эта двойная дискриминация может превратиться в тройную дискриминацию, если добавить другие факторы, такие как бедность, инвалидность или принадлежность к группе меньшинств.

Следующие факты иллюстрируют существующие в мире межу девочками и мальчиками:

• Девочки в возрасте до пяти лет в три раза чаще страдают от недоедания, чем мальчики в возрасте до пяти лет.

• В развивающихся странах каждая третья девочка не заканчивает начальное образование, чаще всего потому, что они тратят в восемь раз больше времени на выполнение домашних обязанностей. Следовательно, в мире насчитывается 96 миллионов неграмотных девочек в возрасте от 15 до 24 лет по сравнению с 57 миллионами неграмотных мальчиков.

• Каждый день, 25 000 девочек становятся жертвами принудительных браков. Это вынуждает их бросить школу. Беременность девочек является главной причиной смерти в возрасте от 15 до 19 лет.

• 50 % сексуальных нападений в мире совершаются на девочек в возрасте до 16 лет[1].

Несмотря на эти проблемы, международное право и соглашения по правам человека по-прежнему придерживаются относительно нейтрального подхода по признаку пола и возраста, не делая акцент на права девочек.

Особую озабоченность вызывает тот факт, что как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, так и Конвенция о правах ребенка 1989 года лишь единожды – прямо упоминают девочек. Конкретные проблемы и препятствия, с которыми сталкиваются девочки на пути к осуществлению своих прав, слишком часто скрываются под нестареющей категорией “женщины” или нейтральными в гендерном отношении категориями “дети”, “подростки” или “молодежь”. Это означает, что девочки постоянно оказываются в тени прав женщин и детей, а конкретные препятствия, с которыми они сталкиваются при отстаивании своих прав, остаются неясными.

Цели в области устойчивого развития действительно идут дальше, в отличие международных стандартов, принятых ранее. Так, Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия, в которых девочки упоминаются лишь в контексте образования. Тем не менее, девочки в ЦУР по-прежнему группируются вместе с женщинами или мальчиками. В дополнение к тому, Цели в достаточной степени выделяют девочек и подчеркивают их особые потребности и препятствия, которые отличаются от женщин и мальчиков.

Конвенция о правах ребенка была разработана таким образом, чтобы быть нейтральным с гендерной точки зрения, но некоторые специалисты в области прав человека утверждают, что его толкование ориентировано преимущественно на мальчиков, игнорируя при этом явную дискриминацию, с которой сталкиваются девочки. Например, нарушения, которые обычно затрагивают мальчиков (детей-солдат), охватываются статьей 38, но не те, которые в основном затрагивают права девочек (детские браки).

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин теоретически применима к женщинам всех возрастов. Однако девочки редко фигурируют в нем в качестве лиц, обладающих правами: в нем говорится о девочках только лишь раз, и то в контексте образования и показателей отсева учащихся женского пола. В нем также есть определенные упущения: в Общей рекомендации 14 о женском обрезании ни разу не упоминается “девочки”, хотя девочки (в отличие от женщин) чаще подвергаются этой практике.

Все другие договоры по правам человека – региональные и международные предлагают девушкам дополнительную, хотя и общую, защиту. Однако лишь некоторые из них конкретно признают особые потребности и уязвимость девочек. К девочкам в основном обращаются в связи с насилием, образованием и дискриминацией.

Что касается региональных конвенций, то они расширяют эту сферу охвата ссылками прав на собственность, занятость, здравоохранение, сексуальное и репродуктивное здоровье. Кроме того, там, где в международном праве упоминаются девочки, существует тенденция рассматривать их как жертв нарушений, а не признание и поддержку их способности быть активными проводниками перемен.

Другие факторы делают международные конвенции менее приемлемыми для девочек, как первоначально это предполагалось. Они включают двусмысленную терминологию, такую как принцип КПР “наилучшие интересы ребенка” и государства, использующие оговорки, чтобы избежать полной приверженности всем аспектам договоров или отказа от их обязательности в целом.

Наконец, девочек часто просто добавляют к положениям, предназначенным для прав женщин. Права девочек закрепляются в других не обязательных международно-правовых документах в качестве первого шага на пути к главной цели расширения политических, социальных и экономических прав взрослых женщин, а не реализации прав девочек в детстве и подростковом возрасте.

Несмотря на важные соглашения и обещания бороться с гендерным неравенством, миллионы девочек во всем мире по-прежнему не могут отстаивать свои права, закрепленные в международном праве. То, как в настоящее время толкуются и применяются международные документы по правам человека, не останавливает девочек от маргинализации, не говоря уже о том, чтобы помочь им процветать.

Таким образом возникает необходимость, чтобы международное сообщество выделило девочек, для то, чтобы сформулировать их права и потребности с учетом того, что этого не было раньше. Так как, девочкам требуются целенаправленные действия, отражающие особые и взаимосвязанные проблемы гендерного и возрастного неравенства. Здесь, государствам следует целенаправленно и четко решать проблему этого двойного бремени дискриминации, с которым сталкиваются девочки, и признать реализацию прав девочек в качестве ориентира:

- проводить различие между правами человека девочек и правами женщин, чтобы признать, что девочки сталкиваются с проблемами, которые отличаются от женских;

- учитывать гендерные особенности, а не нейтрального с гендерной точки зрения, если в действительности девочки страдают по-разному и сильнее, чем мальчики. Назначить Специального докладчика по правам девочки;

- усилить взаимодействие между комитетами КПР и КЛДЖ и усилить внимание девочкам, путем разработки совместного Замечания Общего порядка/Рекомендации, в которой четко будут излагаться права девочек;

- организации "ООН-женщины" и ЮНИСЕФ должны уделять большее внимания девочкам, отличая их от “женщин” или “детей”, укрепляя при этом сотрудничество в целях приоритетного внимания девочкам;

- усилить процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб в соответствии с КЛДЖ и КПР для обеспечения поощрения, уважения, осуществления и защиты прав девочек;

- представить конкретный подпункт Генеральной Ассамблее ООН и повестки дня Совета по правам человека, касающиеся девочек.



[1] Girls’ Rights are Human Rights, An in-depth study of the status of girls in the international human rights framework, p.14

Шахноза Ганибаева

Доцент кафедры «Публично-правовые дисциплины» Центра повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции Республики Узбекистан